Дидактическая игра «Подбери материал и дом, назови какой дом? »
Образование относительных прилагательных.
Дом из кирпича – кирпичный дом
дом из стекла – стеклянный дом
дом из бетона – бетонный дом
дом из мрамора – мраморный дом
дом из соломы – соломенный дом
дом из камня – каменный дом
дом из дерева – деревянный дом
дом из песка – песчаный дом.
Можно использовать варианты игры: составь предложение, измени словосочетание (например, нет каменного дома, упражнение «Один – много».
Дидактическая игра «Жители города».
Образование существительных. Можно использовать мяч.
Жители Надыма – надымчане
Жители Томбова – тамбовчане или тамбовцы
жители Харькова - харьковчане
жители Москвы - москвичи
жители Тюмени - тюменцы
жители Салехарда - салехардцы
жители Кургана - курганцы
жители Волгограда - волгоградцы
жители Барнаула - барнаульцы.
Варианты игры: «Один – много», «Подбери слово какой, какие», «Составь предложение», «Назови действие», «Раздели на слоги», «Назови первый звук в слове.
Дидактическая игра «Сосчитай этажи»
«Назови дом, в которой 1, 2, 3, 4, 5 этажей».
Образование сложных прилагательных. Можно назвать начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком.
Дом с одним этажом – какой? - одноэтажный дом
дом с двумя этажами - какой? - двухэтажный дом
дом с тремя этажами – какой? - трехэтажный дом
дом с четырьмя этажами – какой? - четырехэтажный дом
дом с пятью этажами – какой? - пятиэтажный дом
дом со многими этажами – какой? – многоэтажный дом.
Варианты игры «Один – много», «Составь предложение», «Нет чего? »
Дидактическая игра «Какой, какое, какая? »
Словообразование прилагательных от существительных. Можно использовать игру с мячом или любым другим предметом (назови и передай соседу предмет) .
Город – парк (какой) городской
Улица – проезд (какой) уличный
Вокзал – площадь (какая) вокзальная
Река – трамвайчик (какой) речной
Библиотека – книга (какая) библиотечная
Парк - переулок (какой) парковый
Бульвар – кольцо (какое?) бульварное
Музей - экспонат (какой) музейный.
Варианты игры: «Один – много», «Мой, моя, моё», «Нет чего? », «Составь предложение».
Дидактическая игра «Закончи предложение, ответив на вопрос «как? »»
Образование сравнительной степени прилагательных. Игра с мячом или любым другим предметом.
Эта улица широкая, а другая ещё … (шире) .
Этот переулок тихий, а тот ещё … (тише) .
Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже) .
Этот дом просторный, а другой ещё (просторнее) .
Эта площадь большая, а рядом ещё (больше) .
Этот памятник старый, а другой ещё … (старее) .
«Придумай название улицы».
Образование прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово.
В нашем городе много улиц. Все они широкие, красивые, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили и никогда не путали.
На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская) .
На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная) .
На этой улице есть фонтан. Назовем ее (Фонтанная) .
На этой улице много кедров. Назовем ее (Кедровая) .
На этой много берез. Назовем ее (Березовая) .
На этой улице много садов. Назовем ее (Садовая) .
На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная) .
На этой улице находится библиотека. Назовем ее (Библиотечная) .
На этой улице находится больница. Назовем ее (Больничная) .
На этой улице находится театр. Назовем ее (Театральная) .
Придумай ещё несколько названий улиц сам.
Предметный словарь: парк, липы, клёны, ели, музей, стройка, река, озеро, берег.