Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Логопед: "Ребята, все собрались, никто не потерялся? Молодцы! А для чего собрались? (Для того, чтобы показать гостям, чему мы научились) А гости хотят посмотреть, чему научились ребята? (Да). Тогда начнём. Мы умеем очень много. При каждой встрече мы обязательно выполняем гимнастику для язычка.
2. Выполнение артикуляционной гимнастики по картинкам - символам.
3. Автоматизация звука "С".
После выполнения всех артикуляционных упражнений логопед показывает картинку с изображением насоса. Дети выполняют упражнение "Насос". Логопед: "Ребята, а какой звук мы сейчас произнесли (звук "С"). Все согласны, что это звук "С"? Обращается к ребёнку: "Маша, напомни пожалуйста ребятам и нашим гостям, как правильно нужно произносить звук "С". (Губы в улыбке, зубки вместе, язычок на нижними зубами) Правильно! Все произнесли звук "С" правильно? (Да) Молодцы! Показывает картинку с изображением осы. Посмотрите ребята, кто это прилетел к нам (Оса). Ребята, это жалящее насекомое, она может ужжалить, а чтобы этого не случилось, нам нужно вспомнить чистоговорку про неё, рассказать и тогда оса сразу улетит. Но проговаривая чистоговорку, обязательно нужно правильно произносить звук "С" во всех словах.
Чистоговорка: "СА - са - са - летит оса.
Сы - сы - сы - у неё усы.
Су - су - су - попросили мы осу.
Са - са - са - улетай, оса! "
Оса "улетела".
4. Автоматизация звука "Ш" Дифференциация звуков "С" и "Ш".
Логопед показывает картинку с изображение змеи: "Кто это, ребята? (Змея). Как шипит змея? (Шшшш). А кто подскажет, какой звук мы произнесли сейчас? (Звук "Ш"). Все согдасны? (Да) Обращается к ребёнку: "Артём, напомни пожалуйста всем, как правильно нужно произносить звук "Ш"? (Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы не смыкаются, язык за зубами в форме "Чашечки"). Молодцы, ребята, все правильно произнесли звук "Ш".
Здорово ребята, что мы умеем не только правильно произносить звуки "С" и "Ш", но и уже не путаемся, в каких словах нужно произносить "С", а в каких"Ш". А вот в гости к нам пришёл малыш, который ещё путает эти звуки. Может быть научим малыша говорить правильно? (Даа)
Игра "Исправь ошибку"
Логопед: "Давайте послушаем рассказ малыша и и подумаем, где он допускает ошибки: "Меня зовут Малыс. Я уже больсой. Я хожу в детский шад. Там я играю с масынками, кусаю, шплю. На завтрак я любллю есть касу, а на обед шуп. "
Логопед: "Ну вот ребята, вы помогли малышу разобраться, где нужно произносить "С", а где "Ш". Малыш говорит вам "Спасибо".
5. Развитие грамматических категорий
Логопед: "Ребята, напомните мне пожалуйста, какая лексическая тема у нас на этой неделе? (Хлеб). Действительно, на этой неделе мы говорили о хлебе, как его выращивают, пекут и продают в магазине. Ребята, скажите вы все любите хлеб? (Даа) Раз так мы любим хлеб, давайте расскажем о нём, каким бывает хлеб?
Игра "Подбери признак".
Хлеб какой? (Мягкий, белый, хрустящий, кукурузный, горячий и т. д.)
Логопед: "Ребята, напомните мне, из чего пекут хлеб? (Из муки) А из муки только хлеб пекут или ещё что - то? (Дети перечисляют: бублики, булочки, торты, крендели.) А кто вспомнит, что пёк жадный пёс? (Пироги). Ну вот, вы знаете, а гости наши не знают эту историю про жадного пса. Расскажем им? И покажем!
Физкультминутка "Жадный пёс"
"Жадный пёс дров принёс - стучат кулачками,
Воды наносил - трут ладошки друг о друга,
Тесто замесил - "пожимать" ладошки,
Пироги напёк - "печь пирожки",
Спрятал в уголок - сложить ладошки вместе, поднести к правому уху,
И съел сам: ам, ам, ам! - раскрытые ладони поднести ко рту.
Логопед: "Вот такая история про жадного пса! Ребята, как вы думаете, хорошо поступил пёс, что не угостил никого? (Нет) Я тоже так считаю! Мне кажется, нужно делиться, чтобы никому не было обидно. Правильно?
6. Автоматизация звука "Л"
Логопед: "Ребята, а вы любите загадки? (ДА) Здорово! Мне очень хочется загадать вам загадки, отгадки в которых не простые - во всех словах есть звук "Л", который нужно произнести правильно. Обращается к ребёнку: "Валя, напомни пожалуйста, как правильно произносить звук "Л"? (Кончик языка стоит за верхними зубами, слегка надавливая на них). Все правильно произносят "Л"? Молодцы! Тогда слушаем загадки:
- Целый день в саду Андрейка поливал цветы из. (лейки) ;
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке. (лапу) ;
- Тихо - тихо снег идёт, белый снег, мохнатый
Мы расчистим снег и лёд во дворе. (лопатой) ;
- Руки мыть пошла Людмила, ей понадобится. (мыло) ;
- Серый волк в густом лесу встретил рыжую. (лису) .
Логопед: "Ребята, вы правильно отгадали все загадки и правильно произнесли звук "Л" во всех словах. Открывает доску, на которой вперемешку прикреплены карточки, в названиях который есть звук "Л", и отсутствует звук "Л". Посмотрите, а у нас на доске ещё много картинок со звуком "Л". Я предлагаю каждому из вас по очереди подойти и выбрать слово со звуком "Л".
Игра: "Выбери слово со звуком "Л".
Логопед: "Ребята, посмотрите, на доске остались картинки: "кот", "дом", "жук". Почему никто не взял их? (Потому что в этих словах нет "Л") .
7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: "Ребята, у каждого из вас в руках карточка, на которой изображён предмет. Интересно, а сколько слогов в вашем слове? "
Игра "Посчитай слоги"
Дети по очереди называют своё слово (при этом правильно произносят звук "Л") и называют количество слогов в этом слове.
8. Итог мероприятия.
Логопед: "Ребята, сегодня мы вспомнили, как делить слова на слоги, как правильно произносить звук "Л", мы помогли малышу разобраться, в каких словах нужно произносить звук "С", а в каких "Ш". Какие вы все молодцы! Давайте похлопаем друг другу. Я думаю, что наши гости очень рады тому, как много знают и умеют ребята нашей группы! Правда, уважаемые гости?