1. Вызов (введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний уч-ся) «Корзина» идей.
- Каково назначение языка в жизни человеческого общества, каковы его функции?
Самостоятельно запишите, что вам известно о функциях языка в жизни общества (1-2 мин, индивидуальное задание).
- Обмен информацией в паре: что совпало, в чём разногласия (3 мин).
- Озвучьте, что вы выбрали после совместного обсуждения. (Учитель записывает на доску в виде тезисов:
1. Язык - важнейшее средство общения, он объединяет людей, регулирует их взаимодействие, их практическую деятельность во всех сферах жизни. Выполнение этой функции обусловило возникновение языка.
2. Язык - орудие выражения мысли. Строение языка связано с категориями мышления, например, слово соответствует понятию, предложение - суждению, подлежащее - субъект суждения, сказуемое - то, что утверждается о субъекте. Язык участвует в формировании мировоззрения, в создании национального образа мира. Он обеспечивает накопление и хранение информации, овладение ею, он сохраняет личный опыт человека и исторический опыт народа, формирует наше сознание и самосознание.
3. Есть ещё и частные (второстепенные) функции языка: поэтическая функция, магическая функция, экспрессивная (выражение посредством языковых средств внутреннего состояния говорящего), функция воздействия словом на того, к кому обращена речь и т.д.
2. Реализация смысла (осмысление).
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире.
А. Работа в паре: Составьте тезисные письменные планы двух текстов:
1. Упр. 7. текст № 2 (В.Н.Белоусов) - о русском языке в РФ.
2. Упр.8 (В.Г.Костомаров) - о русском языке в современном мире. (6-7 минут)
- Отчёт о проделанной работе (учитель поясняет, задаёт вопросы, чтобы в осмысление включились те уч-ся, которые работали над другим текстом):
- Какова роль русского языка в нашем государстве?
- Какие высказывания о русском языке вам известны? Кому они принадлежат?
- Что входит в понятие «мировые языки»? Перечислите их. ( Английский, арабский, испанский, французский, китайский, русский- это официальные и рабочие языки ООН. В Средние века в Европе в роли мировых (международных) выступали греческий и латинский).
Б. Мини-диктант (один из вариантов).
1. Да как же жить без работы? Как быть на свете без должности, без места? Помилуйте. Взгляните на всякое творенье Божье: всякое чему- нибудь да служит, имеет своё отправление. Даже камень, и тот затем, чтобы употреблять на дело, а человек, разумнейшее существо, чтобы оставался без пользы. Статочное ли это дело? (Н.В.Гоголь.)
Грамматические задания.
1. Синтаксический разбор первого предложения.
2. Назовите, к какой части речи относится каждое из слов первого предложения.
3. Морфологический разбор слова (на) свете.
4. Разбор по составу слова помилуйте.
2. Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния. В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я только знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие. Сквозь смех, который никогда ещё во мне не появлялся в такой силе, читатель услышал грусть… (Н.В.Гоголь.)
Грамматические задания.
1. Синтаксический разбор первого предложения.
2. Назовите, к какой части речи относится каждое из слов первого предложения.
3. Морфологический разбор слова посмеяться.
4. Разбор по составу слова посмеяться.
3. Рефлексия.
1.Эссе («Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю»)
- Роль языка в жизни общества.
- Русский язык в современном мире.
- Язык - исторически развивающееся явление (на выбор)
2. Домашнее задание.
1). Упр. 1.
2).Проанализировать пропущенные орфограммы и пунктограммы в упр. 2-6. Выполнить упражнение, которое вызвало наибольшее затруднение.
3). Доп. задание: упр.7, текст №1 - составить развёрнутый план текста, подготовить краткое устное сообщение по плану.