Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 06.10.2024, 06:26

Занятия с детьми

Меню сайта
Категории раздела
Школьникам
Дошкольникам
Конспекты
Игры
Упражнения
Уголок
Диктанты
Олимпиада
Тесты
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Январь » 7 » Контрольная работа по русскому языку 10 класс по теме: «Синтаксис и пунктуация»
10:31
Контрольная работа по русскому языку 10 класс по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Упражнение. Прочитайте текст. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Обозначьте слитное или раздельное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Началось все случайно. (2) С пустяка. (3) Когда в 1994 пришел новый мэр облик города стал сильно менят..ся: сносили и рест..врировали старые дома, строили новые торговые центры. (4) Я просто гуляла и фотографировала. (5) Часть снимков отправляла по электрон…ой почте друзьям давно эм…игрировавшим в США и Германию.

(6) Когда один из друзей специально пр..ехал из_за океана для того чтобы взглянуть как изменился его родной район я поняла: здесь есть ком..ерческая идея. (7) И неплохая. (8) Если люди готовы потратить на это тысячи дол..аров то почему_бы не_предл..жить им то_же самое но с доставкой на дом? (9) Теперь я продаю ност..льгию. (10) Недорого. (11) Но все получают от_этого свою прибыль.

Задания.

Каково словарное значение слова ностальгия? Правильно ли оно употреблено в этом тексте?

Сожаление о давно прошедших временах, идеализация их.

Тоска по родине.

Тоска о ком-то отсутствующем.

Скука, печаль.

Найдите примеры парцелляции в тексте. Зачем здесь используется этот прием выразительности?

Сформулируйте проблему, которую помогла решить эмигрантам героиня интервью.

Выпишите номер сложноподчиненного предложения с составным подчинительным союзом.

Отметьте номера сложных предложений, в которых есть бессоюзная связь.

Объясните выбор знака препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

Упражнение. Расставьте пропущенные знаки препинания. Отметьте предложения с бессоюзной связью.

Я осмелился взглянуть на нее глаза ее смеялись.

От мороза побелели деревья лошади бороды казалось даже сам воздух трещал не_вынося холода.

Тут перед нами открылась картина довольно занимательная внизу в круглой долине лежала хорошенькая будто нарисова……ая деревушка вся в садах и зелени а дальше виднелось ущелье с бегущей по нему пенящейся рекой.

Все замерло и ничего не шелохнулось ни ветка ни листок ни травинка.

Я прислушался в темноте ясно раздавался звук чьих-то легких торопливых шагов.

Повсюду около дома по саду и дальше по лугу потянулись длинные вечерние тени.

На набережной зажегся длинный ряд фонарей тусклых и каких-то бесцветных они уплывали вдаль бесконечной мутно_белой полосой.

Деревья стояли неподвижно опустив белые ветви зар..сли сирени с двух сторон балкон..ой лестницы пр..гнулись под снегом.

В зеленоватом небе ласково разг..рается з..ря вот солнце хвастливо развернуло над землей павлиний хвост лучей и само золотое всплыло вслед за ним.

У него не было выбора направо начинались сплошные заросли колючего кустарника скрывающего овраг а налево поднималась каменистая голая стена почти отвесно уходящая ввысь.

Отсюда с высотки было видно все и дома серыми кубиками теснящиеся вдоль оврага и темные нити дорог и желтые подушки стогов.

Я отвернулся внезапно нахлынувшие слезы душили меня.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Упражнение. Прочитайте текст. Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1) В России и...стари были такие люди у которых не_было н…_чего. (2) Ни дома ни крова ни семьи ни дела. (З) Они не_будучи цыганами вели цыганский образ жизни. (4) Это стран..ые люди или стран..ики.

(5)Ходили они по просторной русской земле с места на место из края в край блуждали по подворьям заходили в м..настыри заглядывали в к..баки тянулись на ярм..рки. (б)Отдыхали и спали где попало. (7)Цель их странствований угадать было не_возможно и я убеждён что если каждого из них в отдельности спросить куда и за_чем он идёт он не_ответит потому_что не_знает. (8)Он над этим не_думал.

(9)Кажется что они чего_то ищут. (10)Кажется что в их душах живёт смутное предст...вление о не_ведомом каком_то крае где жизнь праведнее и лучше. (11)Может быть они от чего_нибудь бегут но если бегут то конечно от особенной не_понятной не_выразимой иногда бе...причин...ой русской тоски.

(По Ф.И. Шаляпину.)

Задания.

Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 1-2?

Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 5-6?

Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 9-10?

Определите тип речи первых двух абзацев текста.

Определите тип речи последнего абзаца текста.

Сформулируйте проблему текста.

Сформулируйте авторскую позицию.

Выпишите из текста все вводные конструкции.

Какая характеристика соответствует предложению 10?

Сложноподчиненное предложение, состоящее из двух частей, одна из которых осложнена вводным словом.

Сложноподчиненное предложение, состоящее из трех частей, связанных между собой последовательно.

Сложноподчиненное предложение, состоящее из трех частей, одна из которых представляет собой придаточное обстоятельственное.

Сложноподчиненное предложение, состоящее из двух частей, одна из которых представляет собой придаточное определительное.

Культура речи

Упражнение. Выберите вариант без грамматической ошибки.

1). Здесь научат детей разбираться и любить живопись, литературу, музыку - одним словом, искусство.

2). Великолепный пейзаж Шишкина, написанного в той же манере, - настоящее украшение выставки.

3). Станковая живопись в это время является преобладающим видом изобразительного искусства.

4). Этот конкурс всего лишь игра, но к которой отнеслись всерьёз и способна развить природные данные.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Упражнение. Прочитайте текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Текст.

(1)Для древнерус...кого человека книга не вещь книга это духовный авторитет и духовный руководитель. (2)Чтение же книги не однократный акт но постоян..ый процесс потому что духовное лекарство нужно пр..менять так_же постоян..о как и телесное. (З)Стало быть книгу нужно читать постоян..о что_бы пр..обретать и сохр..нять духовное здоровье.

(4)В средневековой обиходной культуре одной из фунд..ментальных считалась так_же мысль о том что книга вместилище вечных идей. (5)Разумеется вечные идеи не могут заполнять сотни или тысячи томов так как вечных идей не так много. (6)Нужно не вообще читать а врачевать свою душу пр..общаясь к этим идеям.

(7)Разве может любая книга стать лекарством для души? (8)Вот и огр..ничивали наши предки своё чтение строго определен..ым кругом избран..ых текстов. (9)Эти_то избран..ые тексты для древнерус..кого человека и есть подлин..ые книги.

Задания.

Определите и сформулируйте основную проблему текста.

Запишите в виде тезисов аспекты этой проблемы, намеченные автором текста.

Отметьте в следующем списке номера тех средств выразительности речи, которые употреблены в предложениях 4-9; укажите номера соответствующих предложений текста:

контекстуальные антонимы

лексический повтор

синтаксический параллелизм

парцелляция

метафора

риторический вопрос

перифраза

градация

олицетворение

Запишите номер предложения, содержащего сравнительный оборот.

Запишите номер бессоюзного сложного предложения.

Категория: Тесты | Просмотров: 1542 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Календарь
«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

IdeaIdeaIdeaIdeaIdea
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz