1.Приветствие.
2.Повторение изученного материала.
1)Осложненное списывание.
-Спишите предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясняя графически пропущенные орфограммы.
1.Год за годом все меньше и меньше остаёт…ся возле с…лений густых черёмуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече…ые сучья.
2. Каждое лето под высоким к…рнизом дома в котором проходило моё де…ство бел…грудые ласточ…ки л…пили свои гнезда.
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв…тущих одуван..чиков.
2) Анализ предложений.
-Комментирование пропущенных орфограмм.
-Комментирование пропущенных знаков препинания.
-Определение вида предложений.
-Почему вы решили, что первое предложение является ССП? (Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.)
-Какие предложения являются СПП? Почему? (Предложение второе является СПП, т.к. части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова.)
-Докажите, что предложение 3 является БСП? (Это БСП, т.к. части соединены только интонацией.)
3)Самостоятельное выявление учениками темы урока.
-О чём пойдет речь на нашем уроке? (О видах сложных предложений и знаках препинания в них.)
-Сегодня на уроке мы повторим ССП и постановку знаков препинания в них.
4) Обобщение материала и составление схемы.
Сложное предложение:
-Союзное: сложносочиненное; сложноподчиненное; СП с сочинением и подчинением;
-Бессоюзное.
Вывод: (делают ученики).
-Сложносочиненное предложение- это предложение, состоящее из двух и более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью соединительных союзов. Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них.
-Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одной или нескольких придаточных предложений.
-Бессоюзное сложное предложение – это предложение , части которого соединены с помощью интонации.
-Что вы можете рассказать о знаках препинания в ССП? Прокомментируйте примеры из учебника.
-Шумит на дворе непогода,
А в доме давно уже спят…
( В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:
а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также);
б) противительными (а, но, да, однако, зато);
в) разделительными (или, либо, то-то, не то - не то).
-У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой.)
-Я спешу туда ж – а там уже весь город.
(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире.)
-По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.
(Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или придаточное и соединены повторяющимся союзом.)
4.Отработка умений и навыков.
1) Синтаксический разбор предложения у доски.
-Он рассказывал прекрасную легенду, слышанную им, кажется, от бабушки, и всем было о чём подумать.
(Повествовательное, невосклицательное, ССП: 1) двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением и вводным словом кажется;
2) односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложненное)
Схема:
2) Выполнение заданий из сборника по подготовке к ЕГЭ.
А- 21.
-Укажите правильное утверждение о данном предложении.
-Далёкий пограничный прожектор на несколько мгновений просочился в сад, безмолвно вгляделся в него и унесся дальше шарить по берегу.
1)Предложение простое, перед и ставится запятая.
2)Предложение простое, запятая перед и не ставится.
3)Предложение сложное, перед и ставится запятая.
4)Предложение сложное, перед и не ставится запятая.
-Обоснуйте свой ответ.(2)
А-22.
На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?
-В «Евгении Онегине» Пушкин пропускал строфы(1) ставя лишь их номера (2) обычно (3) из чисто композиционных соображений.(1,2).
-Обосновываем свою точку зрения.
А 23-А-28.
5.Подведение итогов урока.
-Какие виды сложных предложений вы знаете?
-Какие предложения называются ССП?
-Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?
-В каком случае между простыми предложениями в составе ССП ставится точка с запятой? Тире?
6.Домашнее задание.
-Рассмотреть правила, когда не ставится запятая в ССП. Выписать из художественной литературы 5 ССП, выполнить их полный синтаксический разбор.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 11 класс
2ВАРИАНТ
I. РАСПРЕДЕЛИ В КОЛОНКИ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, не записывая предложения:
ПП
ССП
СПП
БСП
Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора еще более усиливалось.
Вера собралась с силами и открыла дверь.
Деревни кажутся внизу не больше спичечной коробки, леса и сады – как мелкая травка.
Я боюсь только: это не он.
Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом.
Все глядят на меня и на отца, мне даже стыдно.
Поглядел я в переборку – свету нет.
Но ты пойми, о какой любви я говорю.
Но Желтков даже не поглядел на него, хотя и слышал его слова.
А квартиры все очень дороги, и сняли квартиру в расчете сдачи комнат.
Он привык к этим переменам, и в обстановке вечной нескладицы отсутствие отца не удивляло его.
Поезд стоял на какой-то очень большой станции, разряда узловых.
II. Определите вид придаточного, не записывая предложения:
1. Хотя Юра кончил по общей терапии, глаз он знал с доскональностью будущего окулиста.
2. И было неизвестно, куда адресовать ей письмо.
3. Купе, куда вошел Живаго, ярко освещалось оплывшею свечой на столике.
III. Определите вид подчинения, построив схемы, не записывая предложения:
В оправдание скользкости этого спорта он мог бы сказать, что внутренний психологический интерес значительно превосходил в нем те выгоды, которые он потом приобретал в качестве бытописателя.
Оттого что окно было заперто ставнями, оттого что лампа едва горела, в комнате было темно.
3. Хотя при нем и был собственный паспорт запасного офицера, но он почему-то нашел нужным заявить, что его бумаги находятся пока в комендантском управлении
IY. Спишите и расставьте знаки препинания в БСП:
Это время оправдало старинное изречение человек человеку волк.
Он говорит завидна участь растоптанных.
3. Он был уверен всё получится.
4. Придет время покажем.
5. Не сделал уроки не захотел.