Часть 1.
Завершите предложения.
Морфемика изучает … (морфемы)
Слова образуются с помощью … (приставок и суффиксов)
Формы слова образуются с помощью (окончания)
Лексическое значение слова зависит от значения (корня)
Деление слова на морфемы при его написании называется (поморфемным письмом)
Корни, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют совершенно разные значения называют (корнями – омонимами)
2. В каком варианте приставка пере- имеет значение заново?
1) пересолить (суп) 3)перевязать (раненого)
2) переписать (текст) 4) перебежать (улицу) (№2)
3. В каком ряду не все слова являются однокоренными?
1) бросить, разбрасывать 3) шорох, шероховатый
4) сберегать, бережливый (№3)
2) любить, влюблённый
4.Разберите слова по составу
Узорчатый, подпись, шажок, огуречный, сыплю
5. Какое слово является «лишним»?
1) предлагать 2) отложить 3) приложение 4) ложь (№4)
6.В каком ряду для связи предложений используются однокорен-
ные слова?
А) Я страшно радовался велосипеду. Велосипед был небольшой,
подростковый.
Б) Мой дед смотрел на меня с укором. Я до сих пор вспоминаю этот
урок.
В) Мы говорили о зарницах. Чаще всего зарницы бывают в июле.
Г) Лягушки – хладнокровные животные. И какая бы холодная вода ни
была, им всё равно.
7. Укажите чередования в данных парах слов. Выделите морфему, в
которой происходит чередование.
А) сон – сна
Б) надорвать – надрывать
В) испанец – испанца
Г) сынок – сынка
8.Запишите поморфемным письмом следующие слова:
Опоздать, скрипучий, скрепить, добросердечный, тишина, ново-
стройка, поддержать, умиляться
9.В какой группе даны формы одного и того же слова?
А) синий, синего, синему
Б) синь, синеть, синева, подсинька (А)
Часть 2.
Р…ждество. (2) Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая ч…стота и снежность. (3) Синеватый ра…свет белеет. (4) Снежное кружево деревьев легко, как воздух. (5)Плавает гул ц…рковный, в этом морозном гуле шаром выплывает солнце. (6) Пламенное оно, густое. (7) Выплывает огнём за садом. (8) Вот по-
б…жало по в…рхушкам; ин…й зарозовел; брызнуло розовой пылью, берёзы позолотились, и огненно –золотые пятна пали на белый снег. (9) Вот оно, утро Праздника, - Р…ждество
(По Н. Шмелёву)
Озаглавьте текст
Выпишите из текста однокоренные слова
Выпишите из текста слова с суффиксом неполноты признака
Выпишите № предложений, где есть сравнение (4,5)
Выписать слова - эпитеты