I. Организационный момент.
II. Актуализация.
Цель сегодняшнего урока – повторить всё, что мы изучили в разделе «Синтаксис и пунктуация». Дома вы должны были ответить на контрольные вопросы, данные в учебнике. Как вы справились с заданием, мы будем проверять в течение всего урока.
СЛАЙД 1 (тема урока)
В тетрадях записывается тема урока («Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»).
Начнём наш сегодняшний урок с загадки. Внимательно посмотрите на доску. На ней написано высказывание А.С.Пушкина: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание». В конце урока я хотела бы услышать от вас ответ на вопрос: «Что имел в виду поэт? О чём он говорит в своём высказывании?»
( Я: Итак, приступим к работе)
III.Устный опрос по понятием темы.
Вопросы:
1. Какой раздел языка мы изучали?
2. С какими понятиями этого раздела вы познакомились?
Продолжите данные предложения: (ЗНАКИ)
СЛАЙД 2
Синтаксис изучает – строение словосочетаний и предложений.
Пунктуация изучает – систему знаков препинания и правила их постановки.
По цели высказывания предложения бывают – повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложения по интонации бывают – восклицательные и невосклицательные.
Грамматическую основу предложения составляют – подлежащее и сказуемое.
Предложения по наличию второстепенных членов бывают – распространёнными и нераспространёнными.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
Сложные предложения делятся на – союзные и бессоюзные.
(Я: отметить того, кто хорошо отвечал)
IV. Обобщение знаний.
Учитель: А теперь на практике посмотрим, как вы научились применять эти знания. Все задания, которые мы будем выполнять, встретятся на экзаменах в старших классах.
1. Выборочно – орфографический диктант. ( работают два ученика на крыльях доски, потом закрывают их)
Дуэль!
Задание: Записать в два столбика: а) именные словосочетания; б) глагольные словосочетания.
Удивительная картина, раздаваться в лесу, преподавать урок, далёкий горизонт, исчезать в кустах, долина реки, приближаться к лесу.
( Я: ИМЕННЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ
Удивительная картина раздаваться в лесу
Далёкий горизонт преподавать урок
Долина реки исчезать в кустах
Приближаться к лесу
Я: В? Почему именные? Почему глагольные?
Кто не согласен? ЗНАКИ!)
Дополнительные вопросы:
1.Объяснить написание безударной гласной в корне слова.
2. Рассказать о словосочетании.
(Я: В? Что не является словосочетанием?)
2. Проверочная работа.
СЛАЙД 2
Задание: найдите ошибки учащегося, выписавшего словосочетания из предложений.
I. Роса блестела на траве крупными каплями.
1) роса блестела;
2) блестела на траве;
3) на траве;
4) крупными каплями;
5) блестела каплями.
II. Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.
1) выпал на рассвете;
2) выпал и не таял;
3) долго не таял;
4) иней не таял;
5) не таял на траве.
СЛАЙД 3 (самопроверка).
ОТВЕТЫ:
I. 1, 3 II. 2, 4
В? Кто не допустил ни одной ошибки?
3. Задание: Из данных предложений выписать их основы, обозначить, чем выражены главные члены предложений
СЛАЙД 4
1. Быстро растаял под лучами яркого солнца снег.
2. Хороши летом глазастые ромашки.
3. Лес – наше спасение от засух и суховеев.
Вопрос: Что является условием постановки тире в простом предложении?
(Я: Согласны?)
Физминутка (зарядка для глаз).
4. Задание: Собрать «рассыпанное» предложение из стихотворения С.Я.Маршака и записать его в тетрадь. Расставить знаки препинания, обозначить однородные члены и начертить схему.
СЛАЙД 5
Диван, собачонку, дама, маленькую, и, сдавала, багаж, картину, в , чемодан, картонку, саквояж, корзину.
(Я: Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.
5. Задание: Составьте из двух простых предложений сложные:
1 вариант –союзное предложение;
2 вариант –бессоюзное предложение.
Начертите схемы.
СЛАЙД 7
1 вариант – Наступила поздняя осень. Птицы улетели на юг.
2 вариант – Осенью часто идут холодные дожди. Реже светит солнце.
(Я: Наступила поздняя осень, и птицы улетели на юг.
Осенью часто идут холодные дожди, реже светит солнце.
)
7. Работа по учебнику.
(Я: Откройте учебник. Запишем дом. Задание.)
Упражнение № 252 ( стр. 106)
V. Домашнее задание:
Упражнение № 230 ( стр. 100) по заданию учебника.
VI. Рефлексия.
Подведём итоги урока.
Кто из вас угадал загадку А.С.Пушкина? О чём говорил поэт? (О знаках препинания).
Оценка работы на уроке сигналами.
1.Понравился ли вам урок?
2. Кому из вас легко было выполнять задания? А кто испытывал затруднения?
3. Кто из вас доволен своей работой на уроке? А кто не очень?
VII. Резерв.
Проверочный тест ( тетрадь Г.А.Богдановой)