Цели урока:
1. Обучающая
закрепление ранее полученных знаний по теме: «Имя существительное»;
совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи.
2. Развивающая
формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка.
3. Воспитательная
формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
активизирование познавательной деятельности учащихся;
обеспечивание благоприятной психологической обстановки;
воспитание языкового чутья, эстетического вкуса.
Оборудование:
Аудиозапись, магнитофон Сигнальные карты. Плакат-карта (план урока)
Таблицы – схемы правил. Правила в картинках. Перфокарты.
Ход урока
Оргмомент.
Слово учителя. На предыдущих занятиях мы обращались к изучению такого раздела науки о языке, как словообразование. Сегодня мы приступаем к изучению следующего раздела, большого и тоже интересного, который называется морфология. (Слайд 1). Какова тема нашего урока, я пока не скажу. Вы сами мне потом скажете. Сейчас я прошу вас обратиться к стихотворению известного русского поэта А.А. Фета «Шепот. Робкое дыханье».
Я попросила подготовить выразительное чтение этого стихотворения. Давайте послушаем. Чтение стихотворения подготовленным учеником.
Поработаем с текстом (Слайд 2). Как можно озаглавить стихотворение? (Ночь, ночные звуки, краски).
Какова основная мысль стихотворения? (поэт показал изменчивость природы, красоту ночного пейзажа).
А что вас удивило в этом стихотворении? Что составляет его необычность? (Много существительных). Давайте назовем их.
А как вы узнали, что это существительные? (Задаем вопрос, существительные обозначают предмет).
Как предметы называют существительные? (живые существа, явления природы – тени, ручей, свет; действие как предмет – шепот, дыханье, изменения, бег; признак как предмет – серебро, синь, желтизна).
Итак, о чем же мы с вами будем говорить на уроке? (о существительных).
Действительно, нам предстоит длительная работа с существительным. Но сегодня мы будем повторять материал, пройденный вами в 5 классе.
Имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от неё образуются прилагательные. Имя существительное - ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).
Это еще и древняя часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать всё то, что его окружает. Таким образом, имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».
А сейчас я прошу вас открыть тетради, запишите число.
На что еще следует обратить внимание в данном стихотворении? (пропущенные буквы). Выпишите данные слова, обозначьте орфограммы.
Вернемся к существительным. Какими характеристиками обладает эта часть речи в русском языке? (род, падеж, число, склонение, одушевленность/неодушевленность, собственность/нарицательность).
Мы сегодня с вами будем работать по следующему плану (слайд 3).
Задание 1. Вспомним, какие существительные называются нарицательными, какие – собственными? Приведите примеры. Я просила вас прочитать рассказ А.П. Чехова, выписать несколько имен собственных, которые показались вам смешными и забавными. Понравился ли вам рассказ? Какое существительное является нарицательным к вашим собственным?
Задание 2. Я вам сейчас буду называть имена существительные нарицательные, вы подбираете имена собственные: страна, город, книга, поэт, сказочник, мультфильм, спектакль.
Какие существительные называются одушевленные и неодушевленные?
Задание 3. Работаем по вариантам: 1 вариант – одушевленные существительные, 2 вариант – неодушевленные: автомобиль, собака, красота, любовь, мышь, компьютер, гусеница, книга, жук, журнал, стакан, тарелка, птицы, карандаши, краски, человек, шофер, медведь, робот, тренер, мертвец, кукла.
К какому роду могут относиться имена существительные? По какому признаку определяем?
Задание 4. Определите род имен существительных: картофель, фамилия, яблоко, коленка, кофе, галоша, пианино, рояль, полотенце, молодежь, дядя, табель, мозоль, тюль, шампунь (Слайд 4).
Физкультминутка. А теперь отдохнем, но отдохнем с пользой. Вспомним правило, когда в существительных после шипящих на конце слова пишем ь? Если в слове есть Ь – вы делаете приседание, если нет – стоите: ключ, молодежь, меч, речь, пять кляч, вещь, много встреч, мелочь, нет туч, программа телепередач, выделка кож, рожь, брешь, ночь.
Поговорим о склонении. Что такое склонение? Сколько склонений выделяется в русском языке?
Задание 5. Распределите слова в соответствии с типом склонения (Слайд 5).
Вспомним еще одно правило: Е и И в окончаниях существительных.
Задание 6. Исправь ошибку (Слайд 6).
Вот мы и подошли к последнему заданию. Какими членами предложения чаще всего может быть имя существительное? (подлежащее, дополнение, обстоятельство.) Давайте найдем в предложениях имена существительные и определим их синтаксическую роль.
Выдумывание названий – особый талант.
Поздней осенью выпадает первый снег.
Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.
Ребята, мы вспомнили то, что изучили ранее; грамматические признаки существительного (род, падеж, склонение), одушевленность/ неодушевленность, правописание Е-И в окончаниях существительных, правописание Ь и синтаксическую роль в предложении, но о существительном осталось много тайн, которые нам предстоит разгадать на следующих уроках и узнать много нового об имени существительном.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: Придумайте словесный портрет имени существительного, нарисуйте его костюм.