Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 06.10.2024, 06:31

Занятия с детьми

Меню сайта
Категории раздела
Школьникам
Дошкольникам
Конспекты
Игры
Упражнения
Уголок
Диктанты
Олимпиада
Тесты
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Январь » 7 » Контрольная работа по русскому языку 6 класс по теме: «Морфемы»
09:31
Контрольная работа по русскому языку 6 класс по теме: «Морфемы»

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами необычный урок.

Мы с вами изучили большой раздел русского языка.

Давайте вспомним, как этот раздел называется.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Работа с эпиграфом.

— Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?

4. Слово учителя.

Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

— Ребята, а что же такое морфема?

(Морфема – это мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в словарном составе слова.)

Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

5. Кроссворд.

по горизонтали:

Изменяемая часть слова
. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

по вертикали:

2. Часть слова без окончания.

3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

А вы знаете, что в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

Скажите, а какие мы с вами знаем правила чередования гласных в корне?

-лаг-


-лож-

-раст-


-рос-

-кас-


-кос-

-гар-


-гор-

-стил-


-стел-

-зар-


-зор-

-бир-


-бер-

Молодцы, а теперь давайте сыграем в игру «Вставь правильно букву».

Для этой игры приготовьте карточки с буквами. Я называю слово, а вы должны поднять ту карточку с буквой, которую необходимо вставить в корне.

Поросль, благодарность, собирательство, собирать, убраться, пловец, плавать, приложить, застилать, постелить, ложиться, претвориться, творчество, загореться, пригорок, промокнуть, уравнение.

Хорошо, молодцы!

Скажите, а какие мы с вами знаем способы образования слов?

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

Сложение основ

Сложение слов

Сложение сокращенных основ

Переход одной части речи в другую

Задание. Определите, как образованы следующие слова.

Развесёлый

Овражек

Подсвечник

Бег

Лесовоз

Продтовары

Мороженая рыба

Съел мороженое

Парашютистка

МГУ

кресло-кровать

птицефабрика

турпоход

приморский

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба } переход

А сейчас ответьте на опросы в карточках.

Взаимопроверка

(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).




Вопрос


Ответ

1


Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________




2


Какое окончание в слове “договорилась”?




3


Какой корень в слове “досрочный”?




4


Какое окончание в слове “видел”?




5


С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?




6


Какой корень в слове “маленький”?




7


Слово белизна образовано _______________ способом




8


Каким способом образовано слово “героизм”?




- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.

(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).

А сейчас я продиктую верные ответы, а вы проверьте у друг друга и выставьте оценки.

– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.

Игра «Составь слово».

Работа в тетрадях

- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?

(подарок)

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.

(беленький)

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание.

(прилетит)

Вот молодцы, ребята!

Самостоятельная работа с карточками.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова


е


и

пр…образователь







пр…школьный







пр…успевать







пр…лунение







пр…красный







пр…рвать







пр…остановить







пр…одолеть







пр…выкать







пр…поднять







. Итоги урока.

Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

— основные способы словообразования.

— морфемный и словообразовательный разбор.

— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).

(Таблица).

— проследили, как словообразование связано с другими разделами.

— Какой можно сделать вывод?

Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

Домашнее задание.

Повторить правило об имени существительном.

Стр 81 , упр 187

Категория: Тесты | Просмотров: 445 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Календарь
«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

IdeaIdeaIdeaIdeaIdea
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz