Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 06.10.2024, 06:26

Занятия с детьми

Меню сайта
Категории раздела
Школьникам
Дошкольникам
Конспекты
Игры
Упражнения
Уголок
Диктанты
Олимпиада
Тесты
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Январь » 7 » Контрольная работа по русскому языку 8 класс по теме: «Чужая речь»
09:57
Контрольная работа по русскому языку 8 класс по теме: «Чужая речь»

При подготовке к уроку класс делится на группы, включающие в свой состав учеников разного уровня подготовленности (сильный, средние, слабые). Каждому из них отводится определённая роль: контролёр, практик, теоретик (в соответствии с уровнем знаний по теме, выявленным на предыдущих уроках).

Каждая группа в соответствии со своей темой получает теоретическое домашнее задание (повторить теорию по теме (контрольные вопросы стр.209-210)). Практическое – подобрать не менее пяти высказываний о русском языке.

Группы знатоков

Прямой речи.
Косвенной речи.
Диалога.
Цитат.

Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, лист самоконтроля , тестовые задания.

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».

На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.

Протокол:

Теоретическая часть (коллективная работа).
Теоретико-практическая часть (работа по группам).
Проблемно-творческая часть (работа в парах).
Тестовая часть (индивидуальная работа).
Рефлексия.

Теоретическая часть заседания. См.приложение 1 – презентация к уроку.

Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

- Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (о многообразии русского языка)

- Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (цитата)

- А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…..? (Правильно, эпиграф.)

- Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?

- А что называют чужой речью?

- С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?

- Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.

- Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

2. Теоретико-практическая часть заседания.

- Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?

Приступим к работе в группах. На ваших столах вы видите матрицы.

- Что у нас получится, если мы их заполним? (опорный конспект по теме)

- Возьмите листочки с домашним заданием, передайте их членам другой группы (по цепочке 1я-2й и т.д.)

- Выберите из полученного вами языкового материала не менее трёх цитат о русском языке для подтверждения различных вариантов записи предложений с чужой речью. Дополните теоретический материал нужной информацией.

Группа №1. Прямая речь. Пункт 1 матрицы.

Группа №2 Косвенная речь. Пункт 2 матрицы.

Группа №3 Диалог. Пункт 3 матрицы.

Группа №4. Цитата. Пункт 4 матрицы.

(Организатор отвечает за работу всей группы, курирует её. Теоретики работают с деформированным текстом, отвечая на вопросы по теории. Все вместе обдумывают, каким образом записать цитаты в соответствии с задачей группы. Делают запись в своих ОК. Ответственные – Практики.)

Прослушаем отчёты групп. По очереди выступают Организаторы каждой из четырёх групп.

(Организатор, проверивший работу членов своей группы, комментируя теоретический материал, зачитывает составленные группой в соответствии с требованием задания предложения. Все их записывают. Остальные члены той группы, которая выступает, становятся на время отчёта консультантами членов других групп.)

Итак, мы получили опорный конспект по изученной нами теме.

- Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

3. Проблемно-творческая часть заседания.

- Выполните задание, указанное на вашей карточке.

(Учитель раздаёт карточки с дифференцированными по уровню сложности заданиями и распределяет их в соответствии с уровнем знаний учеников в паре сменного состава. Количество пар, выполняющих задание того или иного уровня сложности, варьируется в зависимости от уровня подготовленности и количества учеников в классе)

Карточка 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
Командир приказал: «Огонь!»
«Который час?» - спросил я.
Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»

Карточка 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.

Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
Командир приказал, чтобы открыли огонь.
Я спросил, который час.
Врач спросил, какая у меня была температура.
Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

Карточка 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?

Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
Меня спросили, где я раньше работал?
Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?

Карточка 4. Ответьте на вопросы упражнения 432. Постройте схемы 1 и 2 предложений. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Карточка 5. Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю.

К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов, в нём был только знак: «!»

Какой способ передачи чужой речи вы видите в данном для анализа отрывке?
Объясните смысл переписки писателя и издателя. Включите в своё рассуждение предложения с прямой речью или диалог. Выскажите своё мнение о роли знаков препинания в речи.
Знаете ли вы подобные примеры неоднозначного употребления знаков препинания? (этот вопрос для устного ответа)

Карточка 6. Текст-загадка. Объясните смысл текста. Какой способ передачи чужой речи используется? Разбейте текст на реплики персонажей и расставьте знаки препинания.

Калуша бирит калушатам Калушаточки! И бирят калушата. А Калуша Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ? АБВ волят калушата. Не, не яем. АБВ трямкают? Ни. АБВ дюбые? Ни, ни! бирит Калуша. Яйте: АБВ - абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши. Калушата аж блуки вымзили Абвука? Калуша волит Без абвуки на напушке некузяво!

Карточка 7. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

Карточка 8.Переводчики. Задание выполняется на английском языке.

Замените прямую речь косвенной. Запишите. Сделайте вывод об особенностях такой замены в английском языке и сравните с русским.

He has said, «The ship will arrive at the end of the week».
She said, «He is reading».
He says, «Marry will do it!»
Marry says, «He has taken my dictionary».

Прослушаем отчёты рабочих пар.

На 1ом уроке учащиеся выполняют работу по карточкам. Те, кто работал с карточками 1-3 выполняли работу на доске. Они комментируют свои ответы, класс их выборочно записывает. Ответы остальных учеников заслушиваются на 2ом уроке.

(Для выполнявших задания 4-8 ключ для проверки – на слайдах презентации. См. Приложение 1 Для тех, у кого задание творческое, напарник устно рецензирует работу, а учитель впоследствии её проверяет, выставляя оценку.)

- Оцените деятельность вашего напарника и свою собственную (лист самоконтроля).

5. Тестовая часть заседания.

На заключительном этапе нашего заседания мы выполним тестовые задания, что поможет проверить уровень усвоения теоретического и практического материала.

(Каждый член группы получает свой вариант теста. См. приложение 2. Выполнив работу, учащиеся обмениваются ими и проверяют «по ключу», выданному им учителем, верность выполнения задания.)

Какие задания вызвали затруднения? Обсуждение.

- Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

7 Подведение итогов урока.

Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?

Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:

Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
Слова, вводящие прямую речь, называются …
Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
Слова, обращенные к собеседнику – это…
Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
Дословная выдержка из какого либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.

6. Рефлексия. «Заверши тезис»

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Самым трудным для меня стало….

Мне нужно ещё повторить…

Этот урок помог мне…

7. Домашнее задание (дифференцированное)

На «3» - упр.408, 409 составить предложения

На «4» - упр.433. Восстановить схемы, подобрать примеры к ним.

На «5» - написать рассуждение, объяснив смысл высказывания о русском языке. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» В.Г.Белинский

8. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.

Список литературы

Учебник «Русский язык: Учебн. для 8 кл. общеобразоват. учреждений» / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – 2 изд., стер. – М.: Высш.шк., 1989.
Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М. Дрофа 2002
С.И. Львова. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» – РС», 2000
Л.Петрушевская «Пуськи бятые». http://lib.ru/PROZA/PETRUSHEWSKAYA/butyawka.txt

Материалы уроков сайта Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:

Урок русского языка в 8-м классе по теме «Пунктуация. Функция знаков препинания». Бурзунова Г.Е.
Урок русского языка «Предложения с чужой речью». Васильева А.В.
Урок русского языка в 7-м классе. «Прямая речь и её замена косвенной». Зайцева Н.А.
Тесты по русскому языку. 8 класс. Гузиёва О.А.
Презентация к уроку английского языка «Reported Speech».

Лист самоконтроля.

Вид работы


оценка

1.Обсуждение эпиграфа и темы урока (коллективная работа)


2.Теоретико-пратическая часть (работа в группах)


3.Проблемно-творческая часть (работа в парах)


4.Тестовая часть (индивидуальная работа)


5.Оценка учителя


Матрица. Способы выражения чужой речи.

Прямая речь -это

1.Составьте схемы предложений с прямой речью

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные схемы

Косвенная речь – это

1.В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные способы перестроения прямой речи в косвенную.

Диалог –это

1. Как оформить диалог при записи?

2. Запишите диалог.

Цитата -это

1. Как оформить цитату при записи?

2. Запишите 3 предложения, включив в них цитаты.

Категория: Тесты | Просмотров: 1454 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Календарь
«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

IdeaIdeaIdeaIdeaIdea
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz