Тема: «Интонация сложного предложения»
Цели:
1. Помочь вспомнить определение интонации. Познакомить с особенностями интонации сложного предложения.
2. Учить находить ключевые слова и словосочетания в тексте. Развивать умение строить монологическую речь, преобразовывать словесный текст в схемы.
3. Вызвать интерес к теме урока, воспитывать командный дух.
Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, таблички по словарной работе, учебник Русский язык, 9 класс Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др., два ватмана, маркеры, магниты.
Ход урока
Технологическая карта урока
Стадия вызова
Стадия осмысления
Стадия рефлексии
Самостоятельное целеполагание
Инсерт
«Верные и неверные утверждения»
Составление кластера
Презентации кластеров. Дальнейшее целеполагание.
Вызов.
Прочитайте тему урока. Все ли слова и понятия вам известны? Что входит в понятие интонации? (Обращаемся к толковому словарю.) Дайте определение сложного предложения. (В случае необходимости читаем определение в учебнике.) Сформулируйте цели нашего урока самостоятельно.
2. Осмысление информации.
А) Самостоятельная работа. Инсерт. Обращаемся к параграфу учебника №10. Промаркируйте текст значками:
V– я это знал(а)!
! – это интересно.
? – неизвестное, есть вопросы.
Через 5 – 7 минут ребята комментируют расставленные значки.
Б) Приём «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает подтвердить или опровергнуть утверждения, приводя в доказательство текст учебника, утверждения, записанные на доске:
1. В сложном предложении интонация завершённости реализуется два раза.
2. Между частями сложного предложения пауза не реализуется.
3. Интонация сложного предложения имеет три элемента.
4. Только вместе с союзом интонация является средством связи в сложном предложении.
В) Тренинг. Учитель предлагает потренироваться в чтении сложных предложений, применяя полученные знания. К предложениям составлена партитура. Запись на доске:
Зима заканчивалась /, однако снега по-прежнему выпадало много.
Прежде чем написать письмо /, надо всё обдумать.
Я слышу /, как он открывает дверь.
Двери открылись /, и вошла она.
Г) Групповая работа. Составление кластера. Класс делится на две группы. Каждой группе выдаётся ватман и маркеры. Сообща ребята составляют кластер, шифруя в нём информацию из параграфа №10. Из упр.57 выписывается предложение в качестве иллюстрации кластера. Составляется его партитура. Ребята должны прочитать предложение с правильной интонацией. Один ученик из группы презентует кластер перед всем классом. (См. приложение №1.)
Рефлексия.
А) Презентация кластеров. После выступлений ребят из каждой группы идёт обсуждение достоинств и недостатков представленных кластеров, оценивается работа групп и выступавших ребят. При необходимости ребята редактируют свои кластеры, и теоретический материал по кластеру проговаривается ещё раз.
Домашнее задание: подготовить рассказ «Интонация сложного предложения» по кластеру, выполнить упр. 56 или 57.
Что особенно понравилось на уроке? Что не совсем получилось? Что хотелось бы изменить в уроке? Какие цели мы должны будем реализовать на следующем уроке? Оценивание учащихся, выставление отметок в дневники.