Цель урока: закрепить изученное по теме «Сложное предложение», совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, производить синтаксический разбор сложных предложений.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Оборудование: интерактивная доска, компьютер
Ход урока
Приветствие. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Начинаем наш урок. Запишем в тетради число, классная работа. А чтобы определить тему урока, давайте проведем фронтальный опрос. Итак, мы с вами изучили ПП и СП.
- Какой раздел науки о языке изучает предложение? (синтаксис)
- Какие предложения бывают по цели высказывания? (повеств., побудит., вопросит.)
- Какие бывают предложения по интонации? (восклиц., невосклиц.)
- Что такое грамматическая основа в предложении? (главные члены предл. – подлежащее и сказуемое)
- Если в предложении только грамматическая основа, то как называются такие предложения? (нераспространенные)
- Если в предложении есть и второстепенные ЧП, то как называются такие предложения? (распространенные)
- Как различаются предложения по количеству грамматических основ? (ПП и СП)
- Давайте вспомним, какие предложения называются сложными?
- Посмотрите на доску. Вы видите три пословицы. Прочитайте их. Какая общая тема их объединяет? (о языке)
Ветер горы раздвигает, слово народы поднимает.
Язык и то поведает, что голова не ведает
Хоть слово не обух, а от него люди гибнут (работа по словарю со словом обух)
- Объясните значение пословиц. Определите виды СП, объясните свое решение. (БСП, ССП, СПП)
2.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока
Итак, мы с вами изучили простое предложение, виды сложных, как вы думаете, какая тема является завершающей при изучении СП? (синтаксический разбор СП)
Запишем тему сегодняшнего урока: Синтаксический разбор сложного предложения.
Попробуем с вами определить цели нашего урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. (предполагаемые ответы: научиться проводить синтаксический разбор, повторить виды СП, закрепить орфографические и пунктуационные навыки)
3.Открытие нового знания
- С разбором какого предложения вы уже знакомы? (с синтаксическим разбором простого предложения)
- Как вы думаете, какие пункты должен включать в себя синтаксический разбор СП?
-Как вы думаете, чем будут схожи и различны разборы простого и сложного предложений?
Работа по парам (5 мин.), а затем представление собственных выводов.
-Сверимся с материалами учебника.
Самостоятельное наблюдение на стр.187, упр. 521
- Сделайте выводы.
Составление схемы-опоры для разбора СП
- Что нового вы узнали по теме урока?
- Что показалось сложным, непонятным?
Физкультминутка
4. Развитие учебно-языковых и речевых умений
Запишите небольшой текст:
Боʹльшую пользу приносит краткая речь, она малыми доляʹми прокрадывается в душу. В пространных же рассуждениях, написанных заранее и прочитанных при народе, шуму много, а доверительности нет.
Луций Анней Сенека (младший)
Справочный материал: Луций Анней Сенека (младший) (4 г. до н.э. — 65 г. н. э.) — крупнейший римский философ. Большую роль в его учении играет понятие совести, или нравственной нормы, которая позволяет человеку гармонично соединить разумное служение обществу с сохранением внутренней свободы.
Работа по словарю со словом пространных
-1 чел.- морфемный разбор слов приносит, малыми у доски
-Назовите основную мысль текста
-Назовите тип речи (рассуждение)
-назовите имена существительные 1,2,3 скл. (1 – польза, душа, 2 –рассуждение, шум, 3 – речь, доверительность)
- 1 чел. у доски – выполнить синтаксический разбор первого предложения.
- Запишите следующие предложения под диктовку, выполните синтаксический разбор (2 чел. у доски):
Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль.
Марк Фабий Квинтилиан
Справочная информация: Древнеримский философ, занимался ораторским искусством, подготовкой ораторов
Язык – это живое явление, он находится в постоянном движении.
5. Подведение итогов
Устный рассказ (Что вы узнали о синтаксическом разборе сложного предложения? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Что у нас еще осталось? Разгадайте рифмованную шараду:
Корень мой находится в цене.
В очерке найти приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Выставление оценок.
6. Домашнее задание
Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надежно,
Суффикс в гудении явно услышишь.
Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)
§ 64, упр. 525 – написать сочинение (5-6 предложений) с использованием сложных предложений, в 2 любых сделать синтаксический разбор.