Запишите текст под диктовку.
Ходит осень по русской земле...
1. В просторных полях плавает над росой синяя паутина, и медленно остывает натруженная земля. 2. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы, едва шевеля плавниками. 3. Стога, окруженные поздней зеленой травой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей. 4. Зато ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.
5. В лесу необычайно тихо. 6. Все замерло, затаив дыхание, и словно ждет какую-то неизбежную кару, а может, прощения и отдыха.
7. Осень дует на леса, обдавая их мокрым ветром, и тогда глухой недовольный гул валами идет на тысячи верст. 8. Ветры сдувают с лона бессчетных озер заповедную синеву, рябя и осыпая мертвой листвой плесы великих северных рек. 9. Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди. 10. Но сосновым и еловым грядам все нипочем, и они все так же надменно молчат либо грозно и страшно гудят, вздымая свои возмущенные гривы, и тогда могучий шум снова катится по бескрайней тайге. (158 слов)
(По В. Белову)
Выполните грамматические задания:
Укажите номера предложений с однородными членами.
Укажите номера сложносочиненных предложений.
Укажите номера предложений, содержащих обособленное обстоятельство.
Укажите номер предложения с обособленным определением.
В предложениях 1-3 найдите слово, правописание которого соответствует правилу: «В слове пишется столько –НН-, сколько содержит слово, от которого оно образовано».
В предложениях 1-3 найдите страдательное причастие прошедшего времени.
7. В предложениях 8-9 найдите слово, в котором написание приставки зависит от следующего за ней согласного.