1.Расставьте ударение в словах:
КренИть, заплЕсневеть, Иконопись, пЕрчить, оптОвый, ломОта, украИнский, гастронОмия, столЯр, ходАтайствовать, освЕдомить, исчЕрпать, пломбирОванный, бомбардировАть, закУпорить, красИвее, завИтый, кедрОвый, христианИн, зубчАтый. ( 1 балл за правильный ответ - 20 б.)
2.Определите значение заимствованных слов:
Автоклав- стерилизатор; генезис - происхождение; мессия - спаситель; трюизм - банальность; лапидарный - краткий, но отчетливый, ясный; плеяда - группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления; экспансия - захват, расширение. (1 балл за правильное определение значения слова - 7 баллов)
3.Найдите в пословицах устаревшие грамматические формы. Укажите
соответствующие им современные формы. В 2-3 предложениях
раскройте смысл одной из пословиц. (1 балл за перевод слова, 3 балла
за толкование пословицы)
А)Дай Бог нашему теляти волка поймати. ( теленку, поймать)
Б) Темна вода в облацех. ( в облаках)
В)Своя своих не познаша. ( сам, свой, узнал)
Г) Не вспоя, не вскормя, ворога не нажив ( вспоив, вскормив, врага)
4.Какие из приведенных слов являются однокоренными:
Впутывать, пучина, запутывание, пушинка, распухший, опутать, выпучивать, запутанность, спутник, пущий, пушка, припухать, спутывание, упутать. ( 2 балла )
5.Поставьте следующие словосочетания в форму родительного, творительного и предложного падежей:84 лошади, 9874 шарфа, 91 семя, 6821-й год. ( 5 баллов) Восьмидесяти четырех лошадей, восьмьюдесятью четырьмя лошадями, о восьмидесяти четырех лошадях. Девяти тысяч восьмисот семидесяти четырех шАрфов, девятью тысячами восьмьюстами семьюдесятью четырьмя шАрфами, о девяти тысячах восьмистах семидесяти четырех шАрфах. Девяноста одного семени, девяноста одним семенем, о девяноста одном семени. Шесть тысяч восемьсот двадцать первого года, шесть тысяч восемьсот двадцать первым годом, о шесть тысяч восемьсот двадцать первом годе/ в шесть тысяч восемьсот двадцать первом году.
6.Вставьте пропущенные буквы: АнтрЕкот, гИпотЕза, дЕлИкатес, дИфИрамб, кАнОнада, пЕрИферия, приоритет, рЕспЕктабельный, сЕртифИкат, хризантема, инцидент, прЕтензия, сАквояж, кОЛЛизия, бАкАлавр. (1 балл за правильное написание- 15 баллов)
7.Определите род существительных: Авеню -ж. р., бандероль - ж. р., бистро -ср. р., вуаль - ж. р., депо - ср. р., какаду -м. р., картофель -м. р., кашне - ср. р., колибри - м. р., конферансье - м. р., мозоль - ж. р., пенсне - ср. р., салями - ж. р., фламинго - м. р., шампунь - м. р., шоссе - ср. р., манго - ср; р.. ( 1 балл за слово - 17 баллов )
8.Объясните особенности употребления и значения следующих слов: Типун, тютелька, турусы, сапа, стоеросовый, баклуши, лясы, ляд. ( 5 баллов за полный ответ)
Все эти слова практически утеряли свое собственное значение и используются только во фразеологизмах: типун тебе на язык, тютелька в тютельку, турусы на колесах, тихой сапой, дубина стоеросовая, бить баклуши, точить лясы, на кой ляд.
9.Расставьте знаки препинания в предложении: Перед вечером ,когда уже после многих споров и ошибок генералов , зашедших не туда, куда надо, после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет ,Кутузов} огромная свита сопровождала его) выехал из Красного и переехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира. ( Л. Н. Толстой) ( 4 балла за правильную постановку знаков препинания)
10..Прокомментируйте высказывание академика Д. С. Лихачева, обосновав
свою точку зрения:
Заставить аудиторию рассмеяться - значит наполовину убедить ее в своей правоте. ( 10 баллов )
Максимум - 96 баллов
Олимпиада по русскому языку (школьный этап)
10-11 класс
1.Расставьте ударение в словах
Кренить, заплесневеть, иконопись, перчить, оптовый, ломота, украинский, гастрономия, столяр, ходатайствовать, осведомить, исчерпать, пломбированный, бомбардировать, закупорить, красивее, завитый, кедровый, христианин, зубчатый.
2.Определите значение заимствованных слов:
Автоклав, генезис, мессия, трюизм, лапидарный, плеяда, экспансия.
3.Найдите в пословицах устаревшие грамматические формы. Укажите
соответствующие им современные формы. В 2-3 предложениях
раскройте смысл одной из пословиц.
А) Дай Бог нашему теляти волка поймати.
Б) Темна вода в облацех.
В) Своя своих не познаша.
Г) Не вспоя, не вскормя, ворога не нажив
4.Какие из приведенных слов являются однокоренными:
Впутывать, пучина, запутывание, пушинка, распухший, опутать, выпучивать, запутанность, спутник, пущий, пушка, припухать, спутывание, упутать.
5. Поставьте следующие словосочетания в форму родительного, творительного и предложного падежей:
84 лошади, 9874 шарфа, 91 семя, 6821-й год.
6.Вставьте пропущенные буквы:
Антр...кот, г...пот...за, д..л...катес, д...ф...рамб, к...н...нада, п...р...ферия, пр..оритет, р...сп...ктабельный, с...ртиф...кат, хр...зантема, инц...дент, пр..тензия, с.квояж, к...(л,лл)изия, б...к...лавр.
7.Определите род существительных:
Авеню, бандероль, бистро, вуаль, депо, какаду, картофель, кашне, колибри, конферансье, мозоль, пенсне, салями, фламинго, шампунь, шоссе, манго.
8.Объясните особенности употребления и значения следующих слов:
Типун, тютелька, турусы, сапа, стоеросовый, баклуши, лясы, ляд.
9.Расставьте знаки препинания в предложении:
Перед вечером когда уже после многих споров и ошибок генералов зашедших не туда куда надо после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет Кутузов огромная свита сопровождала его выехал из Красного и переехал в Доброе куда была переведена в нынешний день главная квартира.
10..Прокомментируйте высказывание академика Д. С. Лихачева, обосновав
свою точку зрения:
Заставить аудиторию рассмеяться - значит наполовину убедить ее в своей правоте.