1. Распространение предложений.
Взрослый говорит: «Мальчик собирает» … (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.
Примечание: Дети отвечают полным ответом.
2. Дополнить предложение.
Попросить ребенка закончить предложения: "Листья опали, потому что...". Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.
3. "Я был в зоопарке... "
Для игры вам понадобятся картинки с животными. Участникам игры раздаются картинки, либо все картинки лежат стопкой на столе рисунком вниз. Дети берут картинки по очереди и описывают этого животного по повадке, цвету, месту жительства, питанию. Дети должны догадаться, кого описывают. Выигрывает тот, кто набрал больше жетонов.
Примечание: Играть можно вдвоём, и группой.
4. Предлоги.
Какой предлог подходит к рисунку. Опиши действие предмета. (Кошка сидит… стуле, мяч закатился..стол. и.т.д.) Предлоги написаны на карточках- "на", "в", "под", "над", "с" и др.
Примечание: Играть можно вдвоём, и группой.
5. «Мой», «Моя», «Мое».
Логопед показывает картинку, а ребенок отвечает: Это мой карандаш, это моя ручка, это мое окно и т.д. со всеми картинками.
Примечание: Играть можно вдвоём, и группой.
6. Игра "Сочини предложение".
Логопед предлагает ребенку 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Ребенок придумывает предложение с этими словами. Затем логопед показывает два других предмета и сам придумывает предложение. Продолжить игру можно в виде соревнования: «Кто больше придумает предложений». Или, например, вначале логопед начинает предложение, а ребенок продолжает, потом наоборот. Чье предложение получится интереснее.
Примечания:
1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.
3. В эту игру могут играть родители со своими детьми, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.
7. Игра "Противоположности".
Логопед показывает ребенку одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, логопед показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - этожидкость, а чашка – это предмет в который наливается эта жидкость) и т. д.
Примечание: Ребенок предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.
8. Игра "Мостик".
Логопед показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.
Примечание: Игру могут проводить не только логопеды, но и родители.
9. Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
Примечание: В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
10. Игра "Два круга".
Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое".
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.
11. «Сказка по кругу».
Ведущий начинает рассказывать сказку, группа детей присоединяется по порядку. Каждый из них продолжает придумывать сказку на том месте, где остановился предыдущий ребенок. Темы можно брать разные.
Примечание: Групповая игра.
12. Придумай рассказ.
Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова
и т. д. За основу можно взять любые детские рассказы.
Например:
"На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).
Примечание: Нарисовать рисунок со своим придуманным рассказом.
13. Цепочка.
Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.
Примечание: Выигрывает тот, кто придумал больше слов.
14. Добавь букву.
Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву (открывает карточку с буквой) из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание.
Примечание: Выигрывает тот, кто называет целое слово.
15. Путешествие.
Один говорит: "Наш корабль отправляется в путешествие в ... (например, в Африку.) Что с собой возьмем? "назовите вещи, которые вы хотите с собой взять. Названия этих предметов начинаются на букву… Ведущий вытягивает из колоды алфавита одну букву, например «А». Первый начинает и говорит: " Берем арбуз!" Другой: "Астры!". Третий: "Алые паруса!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву … Ш, Ж, С,З,Л,Р …
Примечание: Если игра групповая, то можно провести игру соревнование команд «Кто возьмет с собой самые полезные вещи».
16. Кто с какими буквами дружит.
Игра развивает речь, кругозор, помогает запомнить буквы алфавита. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.
Примечание: Играть можно всей семьей.
17. Игра "Интервью".
Сначала познакомьте детей с новыми словами.
Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.
Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.
Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу прослушивают и обсуждают.
Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.
Примечание: Варианты игры: 1) воспитатель(логопед) интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.
18. Игра "Картинки-загадки".
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
19. Игра "Определи игрушку".
Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.
Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.
Примечание: Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.