Тема : «Написание частицы не с глаголами».
Цель: повторить знания о глаголе, правописании отрицательной частицы не с глаголами,
познакомить с глаголами – исключениями;
развивать письменную речь учащихся;
Ход урока:
Оргмомент.
Орфографическая разминка. (запись под диктовку)
За одну ночь вершины гор побелели от снега.
- Обозначить знакомые орфограммы.
(б/ гл. в корне слова, проверяемая ударением в слове вершины, побелели;
б/гл. в корне слова, непровер. ударением в слове одну;
б\гл. в приставке слово – побелели;
гласная после шипящих в слове вершины
мягкий знак на конце сущ. после шипящих в слове ночь
пробел (правописание предлога со словом) за одну, от снега
3.Обобщение знаний о глаголе.
ГЛАГОЛ
Действие
Время лицо число
Пр.в; н.в; б.в; 1л; 2л; 3л; ед.ч. мн.ч.
Род
М.р; ж.р; ср.р; н.ф. ти, ть, чь не
- Что можете сказать о частице не?
(глаголы с отрицательной частицей не пишутся раздельно) Н-р: не спит, не кричит
4.Знакомство с грамматической сказкой о частице не. «Сила любви».
Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Печальной была эта любовь. Он признавался «Верю», а она ему «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Глаголу нужно было доказать частице, что жить без неё не может. Он отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он вернулся к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут.
Глаголы негодовать, ненавидеть исключения.
5. Работа по учебнику. (стр.56 упр. 233)
- Списать текст, обозначить орфограмму – пробел.
- Какай смысл придает отрицательная частица не предложению?
_Найти и подчеркнуть знакомые орфограммы.
- Выписать 5 глаголов, употребив в неопределённой форме, указать суффиксы глаголов.
6.Итог. (карточки)
№1 Списать, раскрыв скобки, указать орфограмму.
(Не)лазил,( не)хвалили,( не)бегал, (не)передавал,(не)дёргал, (не)спят.
№2 Выписать глаголы, раскрыть скобки, указать орфограмму.
(Не)лазил,(не)ожиданный, ( не)хвалили,( не)бегал,(не)беса (не)передавал,(не)дёргал, (не)спят,
( не)льзя.
7. Итог урока.
- Что нового узнали о частице не?
- Как пишется отрицательная частица не с глаголами?
- Назвать глаголы – исключения.