Фонетика и орфоэпия:
1. Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:
Вьюга, агентство, уменьшить, ясный
2. Расставьте ударения в словах:
водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит
3. В каком слове выделенный согласный произносится твёрдо?
Тире, крем, музей, шинель
4. Сколько мягких согласных звуков в пословице:
Не трудиться – хлеба не добиться?
Словообразование и орфография:
1. Обозначьте корни в однокоренных словах. Обоснуйте свой ответ.
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать.
2. Обозначьте состав слов:
зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами.
3. Каким способом образованы слова приход, вызов, полёт, переход?
4. Какое слово «лишнее»?
Женитьба, свадьба, косьба, молотьба
Лексика:
1. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:
трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
2. Замените синонимами устаревшие слова:
чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей.
3. Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:
на всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней.
Морфология. Синтаксис:
1. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?
Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.
Какой способ словообразования лежит в основе этого задания?
2. В каком словосочетании неправильно выделено главное слово:
читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада, бежать по аллее, петь громко.
3. Даны грамматические характеристики четырёх имён прилагательных. Найдите в одной из них ошибку.
А. Имя прилаг., ж.р., ед.ч., В.п.
Б. Имя прилаг., ср.р., ед.ч., П.п.
В. Имя прилаг., м.р., мн.ч., И.п.
Г. Имя прилаг., ж.р., ед.ч., Т.п.
Пунктуация:
1. Найдите предложение без пунктуационных ошибок:
А. Все любят цирк, и взрослые, и дети.
Б. Всегда учи уроки, и всё у тебя получится.
В. «Сходи за хлебом» - попросила меня мама.
Г. Что пристал ко мне, ты?
Комплексный анализ текста:
Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения). Выпишите слова с чередующимися корнями, отметьте орфограмму. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания.
Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС
(ответы)
Фонетика и орфоэпия:
1. Вьюга
2. ВодопровОд, киломЕтр, прибылА, из развитЫх (языков), красИвее, звонИт
3. Тире
4. 5
Словообразование и орфография:
1. Летят, перелетные, улетать.
2. Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, на-лад-чик-, огурч-ик-, за-ран-ее, дв-умя-ст-ами.
3. бессуффиксным
4. Свадьба
Лексика:
1. Трасса-дорога, дискуссия-спор, авеню-улица, маэстро-музыкант, фиаско-поражение, шеф-начальник.
2. Чело-лоб, ланиты-щёки, ветрило-парус, перст-палец, брань-битва, глаголет-говорит, брадобрей-парикахер.
3. на всех парусах (быстро)-со всех ног, засучив рукава (старательно)-не покладая рук, одного поля ягоды (похожи)-два сапога пара или как две капли воды, между двух огней (между двух опасностей)-между Сциллой и Харибдой.
Морфология. Синтаксис:
1. Столовая (сущ.-подлежащее) закрыта. Дайте столовую (прил.-определение) ложку.
Переход слов из одной части речи в другую
2. наша бригада
3. В.
Пунктуация:
1. Б.
Комплексный анализ текста:
Тема - лесной ручей.
Идея – лесной ручей-душа леса
Стиль – художественный
Тип – повествование и описание
Тропы – олицетворения: душа леса; вода встречает; ручей распускает пузыри; рождаясь, пузыри
мчатся
сравнение: будто сжимает мускулы;
эпитеты: белопенный ком, мучительная борьба
Корни с чередованием: разрастается, собирается, сжимает
Предложение с ошибкой – первое. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся его берегом.
Крайсвитняя В.В.Страница